Описание

Кафедра «Дошкольное, начальное и специальное образование» проводит подготовку по направлениям:

  • 44.03.01 - Педагогическое образование академический бакалавр (профиль подготовки – Дошкольное образование);
  • 44.03.01 - Педагогическое образование, академический бакалавр (профиль подготовки – Начальное образование);
  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), академический бакалавр (профиль подготовки – Дошкольное образование. Начальное образование);
  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), академический бакалавр (профиль подготовки – Дошкольное образование. Изобразительное искусство);
  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), академический бакалавр (профиль подготовки – Начальное образование. Английский язык);
  • 44.04.01 - Педагогическое образование, магистерская программа: «Организационно-методическое сопровождение дошкольного образования»;
  • 44.04.01 - Педагогическое образование, магистерская программа: «Теория и технология языковой подготовки в начальной школе»;
  • 44.04.03 - Специальное (дефектологическое) образование, магистерская программа «Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с нарушением речевого развития».

Кафедра «Дошкольное, начальное и специальное образование» ведет свою историю с момента возникновения  в 1996 г. Севастопольского института последипломного образования и неразрывно связана с историей развития гуманитарно-педагогической сферы Севастополя. Становление кафедры связано с деятельностью опытных научно-педагогических работников доцентов М.И. Лапенок, Л.М. Гура, Е.Л. Трусовой, Т.А. Костогрыз, В.В. Савченко, Е.В. Макагон, С.М. Тищенко. Кафедра претерпела несколько преобразований: 1999 г. – кафедра педагогики; 2002 г. – кафедра теории и методики дошкольного воспитания и начального обучения Севастопольского городского гуманитарного университета; 2011 г. – кафедра дошкольного и начального образования Севастопольского городского гуманитарного университета.  С 01.01.2015 г. кафедра «Дошкольное и начальное образование» является структурным подразделением  Гуманитарно-педагогического института ФГАОУ ВО «Севастопольский  государственный университет». С 01.01.2018 кафедра переименована в «Дошкольное, начальное и специальное образование», что связано с расширением сферы деятельности, предполагающей подготовку дефектологов и логопедов по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование.

Эффективность образовательного процесса, осуществляемого кафедрой «Дошкольное, начальное и специальное образование», определяется ее высоким научным уровнем и активным взаимодействием с внешней научной и образовательной средой города, Крыма и других субъектов РФ. 73% от общего числа преподавателей кафедры имеют ученые степени и звания, в том числе 13% – преподаватели, имеющие ученую степень доктора педагогических наук и звание «профессор». Два преподавателя кафедры являются ее выпускниками и работают над кандидатскими диссертациями. Все преподаватели плодотворно сотрудничают с общеобразовательными школами, дошкольными образовательными организациями города, поддерживают профессиональные контакты с учителями, воспитателями, многие из которых также являются нашими выпускниками.

В соответствии с поставленными задачами развития ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» кафедра позиционирует модернизацию образовательной деятельности, предусматривающей использование новейших дидактических и учебно-образовательных технологий подготовки будущих специалистов, апробацию и внедрение современных форм и методов оценки уровня сформированности профессиональных компетенций у бакалавров и магистров в соответствии с разработанным фондом оценочных средств по дисциплинам (тесты, кейс-стади, коллоквиумы и др.). Одно из направлений работы кафедры - взаимодействие с внешней научной и образовательной средой города Севастополя, Крыма и  РФ посредством привлечения ведущих российских ученых  к преподаванию авторских курсов по дошкольному, начальному и специальному образованию. Кафедра «Дошкольное, начальное и специальное образование» организует различные виды практик на базе лучших дошкольных организаций и общеобразовательных школ г. Севастополя, на которых студенты закрепляют теоретические знания, полученные в процессе обучения, проводят педагогические эксперименты, апробацию полученных результатов по бакалаврским и магистерским исследованиям.

Одним из критериев оценки эффективности деятельности кафедры является научно-исследовательская и инновационная работа, включающая проектирование НИР на основе концепции социокультурного развития личности в современном образовании, расширение сети социальных партнеров и сотрудничества с университетами (Московский государственный психолого-педагогический университет, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Московский институт открытого образования, Российский университет дружбы народов, Курский государственный университет, Белгородский государственный университет и др.), школами и ДОО, организация фундаментальных и прикладных исследований в сфере дошкольного, начального и специального образования, организация Всероссийских научно-практических конференций, а также работа кафедрального научного общества студентов.

Созданная на кафедре материально-техническая база позволяет эффективно осуществлять подготовку педагогических кадров. Занятия проводятся в аудиториях, оснащённых комплектом мультимедийной техники.

В процессе подготовки у студентов-бакалавров формируется ряд профессиональных компетенций, в частности, способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики, а также возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, умение   проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся и др. У магистров формируются способности применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам; готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов, умение исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий и др.

Выпускники кафедры могут работать воспитателями дошкольных образовательных организаций различной специализации, учителями начальных классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, воспитателями групп продленного дня, руководителями, инструкторами, консультантами, педагогами дополнительного образования, преподавателями и методистами в сфере среднего профессионального образования.

Заведующий кафедрой - кандидат педагогических наук, доцент Мурованая Нонна Николаевна.

Профессорско-преподавательский состав

 

ФИО

Должность

Преподаваемые дисциплины

Ученая степень (при наличии)

Ученое звание (при наличии)

Направление подготовки (или специальности)

Повышение квалификации и (или) профессиональная

подготовка (при наличии)

за последние 5

Общий стаж работы

Стаж
работы
по
спец-ти

Бежанова Наталия Леонидовна

Доцент

1. Методика обучения русскому языку и литературному чтению.

2. Методика преподавания математики.

3. Педагогические технологии начального образования.

4. Формирование оценочных умений младших школьников.

5. Формирование оценочных умений младших школьников

Кандидат

педагогических наук.

Специальность 13.00.04 Теория и методика профессионального образования

Доцент

кафедры

педагогики

Начальное образование

Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования г. Москвы «Московский институт открытого образования»:

«Актуальные тенденции преподавания русского языка и литературы в поликультурной образовательной среде» 14-21 сентября, 2014 г., 72 ч.

Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования»:

 1. «Концептуальное положение и методы построения образовательного процесса РФ» 16-21 июня 2014 г., 42 ч.

Севастопольский государственный технический университет

2. Проектирование основ профессиональных образовательных программ высшего образования. 24 ч. 11.08-13.08.2014

35

35

Долженко Алевтина Ивановна

Профессор

1. Основы дефектологии

2. Основы коррекционной педагогики

3. Инклюзивная педагогика

Кандидат педагогических наук 13.00.03-коррекционная педагогика

Доктор педагогических наук 13.00.03-коррекционная педагогика

Доцент кафедры дошкольного и начального обучения

Олигофрено-педагогика и логопедия

43

43

Зайцева
Ольга Геннадьевна

Доцент

1.Основы природоведения

2.Практикум по природоведению

3.Профессиональная этика

4. Этнопедагогика

5. Теория и технология развития изобразительной деятельности у детей

6. Практикум по изобразительной деятельности

7. История изобразительного искусства

Кандидат педагогических наук.

Специальность 13.00.01 Теория и история педагогики

 

Специальность – Теория и психология дошкольная

Глуховский национальный педагогический университет им. А. Довженко свидетельство о повышении квалификации 12 СПК 830403 по специальности «Дошкольное образование», 298 ч. 8.11-27.06.2014

24

24

Калайджян Тамара Валентиновна

Доцент

1. Педагогическая риторика

2.Технология построения научного дискурса

3. Основы языкознания

4.Мониторинг учебных достижений младших школьников

5. Системы и программы начальной школы России

6. Педагогические техники

7. Культурно-просветительская деятельность в школе

8.Методики обучения письму

9.Методики обучения каллиграфии

Кандидат педагогических наук. Специальность «Теория и методика обучения украинскому языку»

Доцент кафедры украинской
филологии

Специальность – Украинский язык и литературы. Зарубежная
литература

Курсы Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования»:

1. «Современные подходы в преподавания родного языка в условиях ФГОС нового поколения», июнь 2014 г., 72 ч.

 2. «Проектирование основных профессиональных образовательных программ высшего образования», сентябрь 2014 г., 24 ч.

Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования г. Москвы «Московский институт открытого образования»:

1. «Актуальные тенденции преподавания русского языка и литературы в поликультурной образовательной среде», сентябрь 2014 г., 72 ч.

2. «Профессиональные стандарты педагога: методы и технологии работы в поликультурной образовательной среде», сентябрь 2014 г., 72 ч.

Севастопольский государственный университет

1. Повышение квалификации «VI Международной филологической научной школе «Славянский мир и славянские языки в XXI веке» по темам: 1. «Инновационные подходы к преподаванию филологических дисциплин в школе и вузе» (72 ч. ), с 11.09.15 по 20.09.15 г.

2.«Инновационные подходы к преподаванию филологических дисциплин в школе и вузе» (72 ч.) с 11.09.15 по 20.09.15 гг.

3. VII Международная филологическая научная школа по программе «Традиции и инновации в преподавании филологических дисциплин в школе и вузе» 72 ч. 12.09.16-19.09.16.

43

13

Мурованая Нонна Николаевна

Зав. кафедрой, доцент

1.Дидактика высшей школы

2.Методология и методика педагогического исследования

3.Теория и методика музыкального воспитания

4.Педагогические технологии в высшей школе

5. Этнопедагогика

6.История музыкального искусства

7. Общая педагогика

8. Проофессиональная этика

Кандидат педагогических наук

13.00.06 – теория и методика управления образованием

Доцент кафедры педагогического мастерства и практической психологии

Специальность 13.00.01 – общая педагогика и история педагогики

Курсы Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования»:

1. «Концептуальные положения и методы преподавания музыки в соответствии с требованиями российского законодательства и ФГОС», с 23.06 по 26.06.14 г., 28 ч., № 21/19/104/44.

2.           «Концептуальные положения и методы перевода деятельности образовательной организации на работу в соответствии с требованиями российского законодательства и ФГОС», с 02.06. по 07.06.14 г., 44 ч., № 55/01/19/104.

Автономная некоммерческая организация Центр правовой поддержки «Профессиональная защита»: «Правовые основы деятельности образовательной организации», с 01.12. по 13.12.14 г., 72 ч., № 169.

33

13

Нифатова Оксана Юрьевна

Преподаватель

1. История изобразительного искусства.

2. Методика преподавания изобразительного искусства.

3.Методика преподавания технологии.

4.Методика обучения компьютерной грамотности

5.Компьютерные технологии в работе с детьми

6. Рисунок

7.Живопись

8. Педагогический рисунок

Начальное образование

11

10

Попова
Ирина Ивановна

Доцент

1. Теория и технология развития речи детей.

2. Литературное образование дошкольников.

3 Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования

4. Литература с основами литературоведения в начальной школе

5. Теория и технология театрально-игровой деятельностью

6. Теория и технология игры

7. Моделирование образовательных программ

8. Практикум по игровой деятельности

Кандидат педагогических наук. Специальность «Теория и методика обучения (украинский язык).

Доцент кафедры педагогики.

Специальность: педагогика и психология (дошкольная)

Государственное автономное образовательное учреждения высшего профессионального образования г. Москвы «Московский институт открытого образования»: «Актуальные тенденции преподавания русского языка и литературы в поликультурной образовательной среде» с 14.09 по 21.09.14 г., 72 ч., № 14ря-рег-131.

Курсы ПК «Менеджмент в образовании: управление дошкольными образовательными организациями в условиях реализации ФГОС» с 09.11.2015 г. по 21.11.2015 г. (на базе ГБДОУ «Детский сад № 130, 131, 1129»

39

37

Сварковская Лина Андреевна

Доцент

1. Теория и технология физического воспитания детей.

2. Методическое сопровождение коррекционной работы с дошкольниками по физическому воспитанию.

3. Теория и технология профилактико-коррекционной работы по физической культуре.

4. Методология и методики научного исследования.

5. Сравнительная педагогика.

6. Практикум по спортивным играм

7. Практикум по подвижным играм

Кандидат

педагогических наук

Специальность 13.00.08 - Дошкольная педагогика

Доцент

кафедры

педагогики

Специальность - Педагогика и психология (дошкольные)

Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования»:

1. «Концептуальные положения и методы перевода деятельности ДОО на работу в соответствии с требованиями российского законодательства и ФГОС», с 02.06. по 07.06.14 г. , 44 ч., № 67/04/19104.

2. «Проектирование основных профессиональных образовательных программ высшего образования» с 11.08. по 13.08.14г., № 03/20/126/194.

20

15

Удина
Елена Николаевна

Доцент

1. Организация опытно-экспериментальной работы с детьми

2. Теория и технология экологического образования.

3. Теория и технология математических представлений у детей.

4.       Практикум по созданию экологической тропы

5. Теория и технология сотрудничества ДОО с семьей

6. Семейная педагогика

Кандидат педагогических наук

Специальность 13.00.08 – Дошкольная педагогика.

Доцент кафедры педагогики, дошкольного и начального образования

Специальность - Педагогика и психология (дошкольные).

Курсы Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования»: «Концептуальные положения и методы перевода деятельности ДОО на работу в соответствии с требованиями российского законодательства и ФГОС», с 09.06 по 17.06.14 г.

30

29

Червинская Ольга
Юрьевна

Доцент

1. Дошкольная педагогика

2. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования

3. Профессиональная этика

4. Нормативно-правовое обеспечение образования

5. Методическая работа в ДОО

6. Теория и технология поликультурного воспитания дошкольников

Кандидат педагогических наук. Специальность 13.00.04 - Теория и методика профессионального образования

Доцент кафедры дошкольного и начального образования

Специальность - Педагогика и психология (дошкольные)

Курсы Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования»: «Концептуальные положения и методы перевода деятельности ДОО на работу в соответствии с требованиями российского законодательства и ФГОС», с 09.06 по 17.06.14 г., № 76/05/19/104.

34

10

Штец Александр Александрович

Профессор

1. Культуро-логические основы обучения русскому языку в начальной школе.

2. Личностно-развивающее обучение грамоте.

3. Исследователь-ский подход к обучению русскому языку.

4. История отечественной букваристики.

5. Инновационные процессы в образовании.

6. История педагогической мысли.

7. Общая педагогика

8. Дидактика начальной школы

9. Введение в школьную жизнь

10. Нормативно-правовое обеспечение образования

11. Методика дифференцированного обучения младших школьников

12. Методики обучения письму

Доктор педагогических наук, 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык, начальный уровень)

Доцент кафедры дошкольного и начального образования

Специальность и квалификация - Преподаватель. Филолог

Севастопольский государственный университет

Повышение квалификации «VI Международной филологической научной школе «Славянский мир и славянские языки в XXI веке» по темам:

1. «Инновационные подходы к преподаванию филологических дисциплин в школе и вузе» (72 ч. ), с 11.09.15 по 20.09.15 г.

2. «Инновационные подходы к преподаванию филологических дисциплин в школе и вузе» (72 ч.) с 11.09.15 по 20.09.15 гг.

41

41